Магия и квантовая физика часть 2Если внешних наблюдателей много (окружение), и они имеют различную "плотность” (различаются по энергии взаимодействия), то все они совместными усилиями в результате декогеренции смещают точку на разные расстояния. Все эти смещенные точки, вращаясь, "вырисовывают” на сфере Блоха диск. Это своеобразная "плоскость восприятия”, в которой окружение "видит” данный объект, и, следовательно, сам объект "видит” окружение на соответствующем уровне энергии. Как пишет Зурек:Таким образом, современные научные результаты, полученные в квантовой физике (не только теоретические, но и экспериментальные), свидетельствуют о том, что при декогеренции, индуцированной окружением, любой проявленный классический объект (в нашем примере – точка на оси Z), окружен квантовым ореолом или "квантовым гало”. "Снимается строгий запрет на существование таких состояний. Можно количественно измерять степень неклассичности состояний, определяя их расстояния от классического домена… Классические проявленные состояния будут тогда окружены "квантовым гало" (Anglin и Zurek, 1996) от близлежащих, относительно более стойких к декогеренции, но все еще отчасти квантовых состояний, чьи необычные квантовые свойства будут возрастать, при удалении”. Зурек использует даже не просто прилагательное "необычные”, как я попытался перевести в мягком варианте, а более сильную фразу: "with more flagrantly quantum … Schrodinger-cat states…”, т.е. c более скандально-квантовыми состояниями (вопиюще, возмутительно, ужасающе- квантовыми состояниями) типа Шредингеровского кота. По словам Зурека такой простой пример декогеренции на сфере Блоха позволяет геометрически наглядно представить три основных момента декогеренции, индуцированной окружением. На схеме можно увидеть: (i) классический набор предопределенных состояний (два состояния "вверх” и "вниз” в нашем случае). Если предопределенные состояния являются чистыми – они менее всего подвержены декогеренции. (ii) классический домен, состоящий из всех предопределенных состояний и их смесей. На рисунке это соответствует отрезку [–1,+1] вдоль оси Z. (iii) квантовый домен – остальная часть объема сферы Блоха, который соответствует матрицам плотности более общего вида. Наглядное представление декомпозиции гильбертова пространства, вызываемой декогеренцией, возможно только в данном простом случае. Но и в общем случае, говорит Зурек, когда декогеренция ведет к классичности, это "проявление” имеет сходные черты, и ожидается выполнение пунктов, подобных пунктам (i)-(iii). Точка сборки Предыдущий материал по сфере Блоха поможет нам сопоставить современные представления квантовой механики с понятием "точка сборки”, которая описана у Кастанеды. Обратимся к Кастанеде: Он также объяснил мне, что видящие видят человека, как в поле энергии, которое выглядит подобно светящемуся яйцу. [Кн.7] …они научились видеть энергетическую сущность всех человеческих существ. Дон Хуан говорил, что они описали человеческие существа как яркие образования, формой напоминавшей гигантские яйца. Эти образования назвали светящимися коконами… Он говорил, что любой видящий, в том числе и он сам, гораздо чаще видит людей не в форме яиц, а в форме шаров…[ Кн.9] Итак, налицо аналогия со сферой Блоха, а также квантовый ореол, "квантовое гало”, в терминах квантовой физики, которое окружает классический домен. Перейдем к точке сборки. Для начала в общих чертах – что это такое и где она находится: Он называл это критической характеристикой человеческого существа как светящегося шара, и описывал в виде круглого пятна особо интенсивной светимости размером с теннисный мячик, постоянно располагающегося внутри светящегося шара вровень с его поверхностью на расстоянии двух футов позади правой лопаточной кости тела человека. Поскольку по началу у меня были проблемы с визуализацией всего этого, дон Хуан объяснил, что светящийся шар гораздо больше человеческого тела, и что пятно интенсивной светимости является частью этого энергетического шара. Располагается это пятно на уровне лопаток на расстоянии вытянутой руки от спины человека. Дон Хуан сообщил мне, что, увидев, как работает это пятно, древние маги назвали его "точкой сборки". [Кн.9] Итак, точка сборки находится на поверхности обобщенной сферы Блоха. Немного уточним ее местоположение: Я сказал ему, что не могу понять того, что он объясняет, поскольку конфигурация того, что он называет "человеческой полосой эманаций", это что-то непонятное мне. Я рисовал себе это в виде ленты, помещенной на поверхности шара. Он сказал, что название "полоса" вводит в заблуждение и что ему придется воспользоваться аналогией, чтобы объяснить то, что он имеет в виду. Он объяснил, что светоносная форма человека подобна шару нового сыра, внутри которого имеется диск более старого сыра, темного. Он посмотрел на меня и зацокал: он знал, что я не люблю сыр. На маленькой учебной доске он сделал диаграмму. Он нарисовал яйцеобразную форму и разделил ее на четыре продольные секции, сказав, что ему следует тут же стереть разделяющие линии, поскольку он нарисовал их только для того, чтобы показать мне, где эта полоса расположена в коконе человека. Затем он провел толстую полосу на линии между первой и второй секциями и стер разделяющие линии. Он добавил, что эта полоса подобна диску сыра чеддер, вставленному в шар свежего сыра. - Теперь, если представить, что этот шар свежего сыра прозрачен, - продолжал он. - ты получишь точную копию человеческого кокона. Сыр чеддер пронизывает весь шар свежего сыра. Это диск, идущий от поверхности с одной стороны до другой. Точка сборки человека расположена выше, на три четверти вверх по высоте кокона, на его поверхности. [Кн.7] Таким образом, точка сборки расположена не просто на поверхности "кокона” – она расположена в пределах "человеческой полосы эманаций” – диска, пересекающего "энергетический шар”. Опять видим полную аналогию с наличием "плоскости восприятия”, которая образуется на сфере Блоха при декогеренции окружением. Перейдем теперь к тем функциям, которые выполняет точка сборки: - И как же работает точка сборки? - поинтересовался я. - Она обусловливает наше восприятие, - ответил дон Хуан. - Древние маги видели, что именно там, в этой точке собирается восприятие человеческих существ. Увидев, что подобным пятном светимости повышенной интенсивности обладает любое живое существо, древние маги пришли к заключению, что вообще любое восприятие, каким бы оно ни было, формируется как раз в этом месте. … Дон Хуан рассказал, что, после того, как древние маги увидели точку сборки с окружающим ее сиянием и составили представление о их вероятной функции, они приступили к разработке объяснения. Они предположили, что, фокусируя сферическое сияние на энергетических нитях вселенной, непосредственно сквозь это сияние проходящих, точка сборки человеческих существ автоматически без какого бы то ни было предварительно осознанного намерения собирает эти или волокна, формируя из них устойчивую картину, воспринимаемого мира.… древние маги сформулировали постулат, гласивший: проходя сквозь точку сборки, волокна собираются в пучок под действием окружающего точку сборки сияния. Увидев, насколько меркнет это сияние у людей, находящихся без сознания или при смерти, и как оно полностью исчезает у мертвецов, древние маги пришли к убеждению, что это сияние и есть свечение осознания. - Имеется ли точка сборки у трупа? - поинтересовался я. Дон Хуан ответил, что у мертвого существа бесследно исчезает, поскольку именно она вместе с окружающим ее сиянием является основным признаком жизни и наличия осознания. На основании своих наблюдений маги древности пришли к неизбежному выводу: осознание и восприятие неразрывно связаны друг с другом, с точкой сборки и окружающим ее сиянием. [Кн.9] Итак, точка сборки выполняет две основные функции: обуславливает наличие осознания у живых существ и формирует устойчивую картину воспринимаемого мира. Точка сборки отсутствует у неживых объектов. Это понятно – только живое существо, и прежде всего человек, может ощущать себя как единый самостоятельный объект, обособленный от окружения, и воспринимать себя "здесь и сейчас” в определенном состоянии в совокупности всех своих физиологических ощущений, своих эмоций, желаний, мыслей и т.д., т.е., говоря языком квантовой механики – человек при осознании формирует вектор состояния в прямом квантовомеханическом смысле этого слова. А значит, должна существовать и точка, соответствующая этому вектору состояния на обобщенной "сфере Блоха” – это и есть точка сборки на энергетическом коконе. При этом функция осознания действительно связана с восприятием окружающей реальности, которое, опять-таки согласно квантовой физике, зависит от положения точки сборки. Точнее, от положения точки сборки зависит результат декогеренции с окружением вектора состояния, которому соответствует эта точка в данный момент. Отсюда вывод: для устойчивого восприятия окружающего мира точка сборки должна быть фиксирована. Если точка сборки смещается хотя бы ненамного, человек перестает адекватно воспринимать ту реальность, которую видят другие люди. …чем больше сдвигается точка сборки из своего обычного положения, тем более странным становится поведение индивида, что, очевидно, следует из необычности осознания и восприятия. [Кн.9] Если сдвиг минимален, результаты объясняют "фантазиями ума". Если сдвиг большой, результаты называют "галлюцинациями". [Кн.7] При этом фиксация точки сборки происходит не автоматически при нашем рождении: Он сказал, что при видении точки сборки у детей, которая постоянно перемещается как бы под воздействием небольших встряхиваний, легко переходя из одного положения в другое, - старые маги пришли к выводу, что обычное место точки сборки не присуще ей от природы, а вырабатывается как привычка. Видя также, что точка сборки фиксирована на одном месте только у взрослых, они заключили, что с каждым конкретным ее положением некоторым особым образом связан определенный тип восприятия. Вследствие длительной привычки этот тип восприятия становится системой интерпретации чувственных данных. Дон Хуан указал, что поскольку мы вовлечены в эту систему, будучи воспитанными в соответствии с ней, мы продолжаем с самого рождения приспосабливаться к требованиям системы интерпретаций, - системы, которая вводит нас в жизнь. Поэтому старые маги были совершенно правы в том, что верили в возможность отказа от нее и непосредственного восприятия энергии, в результате чего человек становится магом. Как бы удивляясь, дон Хуан отметил, что так называемое величайшее достижение нашего общественного воспитания состоит в том, чтобы замкнуть точку сборки в ее обычном положении. Ведь после того как она замирает в этом положении, наше восприятие может легко описывать и объяснять то, что мы ощущаем. Другими словами, с этого момента нас можно легко заставить воспринимать лишь то, что предполагает система, а не то, что в мы ощущаем в действительности. Он заверил меня, что восприятие людей однотипно по всему миру, потому что точки сборки у всех представителей человечества фиксированы одинаково. [Кн.9] А что происходит при более сильных смещениях точки сборки? Согласно квантовомеханическим представлениям, человек при этом будет воспринимать другую реальность, соответствующую другому энергетическому диапазону, который теперь участвует в декогеренции, но точку сборки при этом необходимо зафиксировать, иначе "картинка” не будет четкой. Он продолжил рассказывать, отметив, что маги сами убедились во всем этом, когда видели смещение точки сборки за определенную грань, приводившее к постижению новых вселенских волокон энергии. При этом то, что было окончательной реальностью на предыдущих этапах, утрачивало смысл. Непосредственной причиной этой бессмыслицы является восприятие органами чувств новых данных, приводящее к тому, что наша система интерпретации оказывается непригодной для объяснения того, что мы ощущаем. - Восприятие без системы интерпретации, конечно же, хаотично, - продолжал дон Хуан. - Но удивительно, что когда мы считаем, что полностью утратили ориентиры, наша старая система оживает вновь. Она приходит нам на помощь и превращает наши бессистемные ощущения в тщательно упорядоченный новый мир. Это случилось с тобой, когда ты смотрел на листья мескитового дерева. - Что на самом деле тогда случилось со мной, дон Хуан? - В течение некоторого времени твое восприятие было хаотичным. Ты видел все сразу, и твоя система интерпретации мира не работала. Затем хаос упорядочился, и ты предстал перед новым миром. - Мы снова, дон Хуан, вернулись туда, где были раньше. Существует ли тот мир, или он просто-напросто создан моим умом? - Мы опять вернулись туда же, и ответ остался тем же. Он существует в том определенном положении твоей точки сборки. Для того, чтобы воспринимать его, тебе нужна была гармония с ним, то есть тебе следовало удерживать точку сборки фиксированной в том положении, что ты и делал. В результате ты в течение некоторого времени ясно видел этот новый для тебя мир. - Могли бы другие воспринимать тот же самый мир? - Если бы у них было то же положение точки сборки и та же степень гармонии, - они бы могли. Маги прошлого называли эти действия по согласованию положения точки сборки и достижению гармонии с миром, лежащим за пределами обычного, сталкингом восприятия. - Искусство сталкинга, - продолжал он, - как мы уже говорили, означает фиксацию точки сборки. Старые маги открыли посредством своей практики, что как бы ни было важно уметь перемещать точку сборки, еще важнее быть способным фиксировать ее в новом состоянии, каково бы оно ни было. Он объяснил, что если точку сборки не удается зафиксировать, нет никакой возможности воспринимать гармонично. В таком случае мы будем воспринимать калейдоскопическую картину несвязанных друг с другом образов. [Кн.9] И еще одна цитата: Дон Хуан утверждал, что смещение точки сборки за пределы средней линии кокона человека заставляет весь мир, известный нам, мгновенно исчезнуть из поля зрения, как если бы он стерся, потому что стабильность и субстанциональность, которые кажутся принадлежащими воспринимаемому нами миру, это только сила настройки. Некоторые эманации оказываются настроенными рутинно, и это объясняется фиксацией точки сборки на определенном месте. Это все, что касается этого мира. - Прочность мира - это не мираж, - продолжал он. - миражем является фиксация точки сборки на каком-то месте. Когда видящие сдвигают свою точку сборки, они встречаются не с иллюзией, они встречаются с другим миром. Этот другой мир настолько же реален, как и тот, который мы видим сейчас, однако новая фиксация точки сборки, которая дает этот другой мир, столь же иллюзорна, как и предыдущая. … Где же я окажусь, дон Хуан? - Ясно, что в другом мире, где же еще? - А что будет с окружающими людьми, и зданиями, и горами, и всем остальным? - Ты будешь отделен от всего этого истинным барьером, который ты разобьешь - барьером восприятия … Я спросил его, что случится, если я сдвину свою точку сборки прямо на улице, посреди движения в Лос-Анжелесе. И он ответил с серьезным выражением лица: - Лос-Анжелес исчезнет, как пух по ветру, а ты останешься. [Кн.7] За счет чего происходит смещение точки сборки? В соответствии с моделью, изложенной в [6], движение точки сборки должно подчиняться предложенному уравнению движения, которое "работает” в любых энергетических диапазонах. Т.е. точка сборки должна двигаться под действием соответствующих градиентов энергии. Подтверждение этому мы также находим у Кастанеды: Точка сборки является частью светящегося яйца - нашей энергетической сущности. - За счет чего она смещается? - спросил я. - За счет воздействия потоков энергии. Их генерируют энергетические всплески внутри или вне нашей энергетической формы. Как правило, формирование потоков непредсказуемо и происходит по случайным законам. Однако маги не только предвидят характер и поведение энергетических потоков, но и подчиняют их своему намерению. [Кн.9] Итак, понятию "точки сборки” с точки зрения квантовой теории соответствует реально существующий физический объект, который может быть количественно описан в терминах вектора состояния осознания, и ему соответствует точка на поверхности обобщенной сферы Блоха. Квантовая механика, таким образом, ставит в соответствие осознанию – элемент реальности (энергетического мира), и способна количественно описать закономерности его взаимодействия с окружающей реальностью. Отдельные моменты качественного описания из этой единой квантовомеханической картины наглядно проиллюстрировано в книгах Кастанеды. - Идея о том, что осознание - часть окружающего физического мира, действительно революционна, - сказал я с благоговейным ужасом. - Я не сказал, что осознание - составная часть физического мира, - поправил он меня. - Это часть энергетического мира. <…> Дон Хуан объяснил, что использование осознания как энергетического элемента нашего окружающего мира, - это суть магии. [Кн.9] В том, что теоретические понятия квантовой механики могут иметь под собой реальное физическое содержание – нет ничего неожиданного и удивительного. Квантовая физика не достигла бы таких поразительных успехов (особенно в последнее время в прикладных исследованиях), если бы она не описывала физическую реальность. Квантовый ореол Многие почему-то уверены, что современная физика не имеет представления об тонких энергетических структурах, которые "подобно луковице”, окружают плотные физические объекты. Возможно, они будут приятно удивлены тому обстоятельству, что квантовые ореолы уже давно изучаются квантовой механикой непосредственно в физических экспериментах. А само выражение "квантовое гало” (квантовый ореол), которое выше уже упоминалось, прочно вошло в научную терминологию. В квантовой физике существует самостоятельное и относительно большое научное направление, нацеленное на изучение этой физической структуры, причем, что особо стоит отметить, не только теоретическое изучение, но и экспериментальное. В одном из последних номеров журнала Reviews of modern physics опубликована большая обзорная статья "Структура и реакции квантовых ореолов”, анализирующая современное состояние научных исследований в этой области [7]. Для начала можно привести наиболее общее определение этому понятию: "Квантовое гало определяется как окружение, обволакивающее локальную совокупность частиц с радиусом этой оболочки, расширенным далеко за пределы классически запрещенной области. … В самом общем случае – ореол – это разбавленная или менее интенсивная компонента, окружающая более плотный или более массивный центральный объект”. Как пишут авторы о цели своей работы [7, секция I.D.]: Этот обзор стремится к представлению существенных особенностей, которые определяют систему квантового ореола и описывают ее свойства в универсальных терминах, подходящих для приложения во многих разделах физики. Это означает, что наше понимание достигло уровня, на котором может быть дана полная картина, объясняющая все частные примеры. Справедливо отметить, что наша тема еще не полностью развилась вне стадии феноменологического описания. Тем не менее, мы полагаем, что уже сейчас можно выделить некоторые универсальные закономерности. Т.е. авторы утверждают, что эти методы можно применять для произвольных систем, в том числе макроскопических. В обзоре приводится историческая справка о том, как возникла и развивалась концепция ореола (начиная с 60-х годов прошлого века). Большое внимание уделяется экспериментальным работам в этой области, которых проведено очень много к настоящему времени. Естественно, что первые эксперименты проводились на двух-трех частицах, для которых квантовый ореол наиболее заметен и составляет значительную часть системы. Отправная точка авторов [7, I.D.]: Количественное описание ореолов предполагает обособление небольшого числа активных степеней свободы от многих других степеней свободы, которые являются по существу неактивными. Тогда могут быть использованы методы "немногих тел", для того чтобы определить основные вклады в наблюдаемые величины. Это – исходная точка в нашем описании. [7, II.A.] Анализ квантовой системы в терминах структуры ореола начинается с идентификации важных степеней свободы и понимания их иерархии. Здесь есть некоторое пересечение с предложением, изложенным в статье [6] – разбить энергетический спектр системы на составляющие и оценить вклад каждой из них в формирование, как локальной составляющей, так и квантового ореола. В разделе II.A. дается более конкретное определение термина "квантовое гало”: Наше определение ореола – это совокупность двух условий (Riisager и другие, 2000): (i) должна существовать большая вероятность fc для обнаружения кластерной компоненты в общей волновой функции составного объекта. (ii) большая доля fh вероятности должна быть в неклассической области, вне потенциалов кластера. Обе фракции fc и fh должны быть существенны, например, больше чем 1/2. Конечно, могут быть сформулированы и другие определения, но наличие сильной неклассической компоненты волновой функции – необходимое условие… Вышеупомянутое определение вовсе не означает, что системы с fh<0.5 – не представляют интереса. Последнюю фразу можно отнести к макроскопическим системам, для которых справедливо именно это условие. Далее [7, II.A.]: Наши определения подразумевают, что коррелированные структуры, скомбинированные в меньшее количество "частей", чем в первоначальной системе многих тел, дают способ сформировать ореолы. Обычно корреляции можно упорядочить по степени их влияния: в двухчастичной системе, системе с тремя телами, и т.д. Подход к анализу квантового ореола: "комбинирование в меньшее количество "частей", чем в первоначальной системе многих тел”, совпадает с методом анализа запутанности в многосоставных системах. В этом научном направлении все внимание уделяется распределению квантового ореола в области, окружающей локальный объект, и есть богатый экспериментальный материал, накопленный в ядерной, атомной и молекулярной физике, который пытаются объяснить теоретики. Основной упор здесь делается на создании общих теоретических методов анализа, применимых, в том числе, и к макроскопическим телам, о чем авторы неоднократно упоминают: Мы можем конструировать безразмерные меры, исходя из размера системы и энергии связи, с надлежащим применением масштабной длины. И в резюме статьи: Обсуждение подчеркнуло важность априорного предположения о разделении кластера на части, или, что эквивалентно, об определении активных степеней свободы. <…> Основное условие состоит в том, что волновая функция кластера заметно простирается в классически запрещенную область, где по существу зависит только от энергии связей в кластере. Эта структура – универсальная, и возникают масштабные свойства, позволяя вводить безразмерные соотношения между размером и энергией. Таким образом, концепция ореола становится применимой в некоторых других разделах физики. Подводя итог краткому анализу этой статьи, можно сказать, что к настоящему времени уже разработаны методы, описывающие квантовый ореол в макроскопических объектах, причем вполне надежные методы, апробированные на результатах физических экспериментов в ядерной, атомной и молекулярной физике. Остановка внутреннего диалога Физические соображения, изложенные в предыдущих параграфах, позволяют более конструктивно говорить о различных техниках, которые практикуют последователи толтекского учения. В качестве примера рассмотрим технику, которая в нагуализме носит название "остановка внутреннего диалога” (ОВД). В той или иной модификации она является одной из самых основных техник в любой религиозной или эзотерической практике. О ведущей роли и большом значении техники ОВД у К. Кастанеды сказано достаточно четко: Дон Хуан объяснил, что проход в мир магов открывается после того, как воин научится выключать внутренний диалог. - Сменить нашу идею мира - является ключом магии, - сказал он. - остановка внутреннего диалога - единственный путь к тому, чтобы выполнить это. Все остальное просто продвижение. [Кн.7] Сопоставить ОВД с происходящими при этом физическими процессами можно, если рассмотреть декогеренцию на сфере Блоха (см. Рис. 1). Точка сборки соответствует точке на поверхности сферы Блоха в пределах плоскости восприятия. Луч нашего внимания (одна из стрелок на Рис. 1 в плоскости сечения сферы), направленный от точки сборки к оси Z, определяет характер нашего восприятия. Если луч "упирается” в ось Z, это означает, что все наше внимание направлено на восприятие и анализ физических процессов, происходящих в "классическом домене” нашего состояния – на наиболее сильные и заметные потоки энергии, существующие в плотной реальности, способные оказать воздействие на наше плотное физическое тело. Останавливая внутренний диалог, тем самым мы "укорачиваем” луч восприятия. При этом наше внимание направлено уже на более "тонкие” энергетические процессы. Наше сознание начинает анализировать результат декогеренции в пределах "квантового домена”. Чем короче луч восприятия, тем более тонкие процессы мы отслеживаем. В пределе, когда длина луча стремится к нулю, наше восприятие ограничивается чистым состоянием – состоянием Единства и Гармонии. Луч восприятия является своеобразным якорем, который "привязывает” точку сборки к ее привычному положению. Наиболее надежно этот якорь удерживает точку сборки, если он "погружен” в более прочный классический домен (ось Z на Рис. 1) с его плотной локальной структурой. Выбирая, поднимая этот якорь все ближе и ближе к точке сборки, ее фиксация ослабляется, наше сознание при этом "цепляется” за все менее "прочную” окружающую реальность, в которой все меньше остается доля классической составляющей и увеличивается мера квантовой запутанности. В тот момент, когда мы оторвали якорь от плотного "дна” реальности, точка сборки, подобно кораблю с поднятым якорем в состоянии сдвинуться с места, либо под действием внешних "ветров и течений”, либо под нашим управляемым действием. Наше восприятие окружающей реальности сопровождается, прежде всего, внутренним диалогом. …внутренний диалог является тем, что привязывает точку сборки к ее исходному положению. [Кн.7] - Я говорил тебе, что внутренний диалог это то, что прижимает нас к земле, - сказал дон Хуан. - мир то-то и то-то или такой-то и такой-то только потому, что мы говорим сами себе о том, что он то-то и такой-то. [Кн. 4] Остановка внутреннего диалога – это тот механизм, который позволяет "поднять якорь” и освободить точку сборки от ее "привязки” к исходному положению. Иногда степень (глубину) остановки внутреннего диалога подразделяют на несколько уровней, например, в [8, гл.4] выделено четыре уровня ОВД. Что на нашем модельном примере соответствует различной длине луча восприятия. Наиболее глубокий четвертый уровень ОВД можно сопоставить с нулевой длиной вектора восприятия (чистому состоянию), т.е. отсутствию восприятия любых, даже самых тонких потоков энергии, что соответствует полной "остановке мира”. Дон Хуан говорил также, что как только мы остановили наш внутренний диалог, мы также остановили мир [Кн.5]. Под термином "внутренний диалог” иногда понимается не только "мысленное комментирование”, наша "внутренняя речь”, но и вся совокупность процессов восприятия окружающей действительности [8, гл.4]. Однако именно "внутренняя речь” играет здесь ведущую роль. Почему это так, попробуем разобраться. На первый взгляд может показаться, что слова, которые мы проговариваем "про себя” в нашем мысленном диалоге (точнее монологе), не могут оказать влияние на восприятие плотных слоев реальности, поскольку эти процессы происходят на тонком ментальном энергетическом уровне. Но это только на первый взгляд. Самый основной момент, "прижимающий нас к земле” при мысленном проговаривании слов, заключается в том, что тем самым мы сохраняем временной масштаб, соответствующий нашему восприятию плотного классического мира. Понять это можно следующим образом. Каждое слово, каждая фраза, произнесенное нами в обычном состоянии имеет определенную длину, длительность произношения в нашем плотном пространственно-временном континууме. Т.е. фразы, произнесенные мысленно, мы проговариваем с той же скоростью, с которой их проговаривают окружающие нас люди (в том числе по радио, телевидению и др.). Таким образом, мысленное проговаривание слов – это самый универсальный и надежный способ для каждого человека сохранить свою привычную пространственно-временную ориентацию в окружающем плотном мире, который будет "работать” даже при отсутствии внешних сигналов. Однако для человека необходима постоянная "настройка” и сопоставление своей временной шкалы с общепринятой шкалой восприятия. Это объясняет такое известное состояние человека, которое часто называют "информационным голодом”, когда человек, оставаясь в одиночестве, начинает разговаривать вслух и испытывает необходимость во внешних речевых сигналах (включает телевизор, радио или музыку). Дело здесь не в информационном голоде, а в том, чтобы сонастроить свою скорость мысленного проговаривания слов с привычным масштабом времени, чтобы "не выпасть” из реальности обычного восприятия. Поэтому ОВД, и, прежде всего, достижение "внутреннего безмолвия” – действительно необходимое условие для того, чтобы "отключиться” от восприятия плотного мира с его пространственно-временной шкалой. После того, как сознание перешло на восприятие более тонких слоев реальности, внутренний диалог возвращается вновь, но его скорость уже существенно отличается от скорости в плотном мире и значительно превышает ее. В состоянии бодрствования при продолжении внешнего восприятия окружающего плотного мира это часто воспринимается как мысли, приходящие целиком, без их проговаривания с привычной скоростью. Часто это воспринимается как интуиция, озарение и т.п. То, что скорость внутреннего диалога на тонких слоях реальности значительно превышает его привычную скорость, подтверждается при анализе сновидений. В сновидении мы продолжаем "разговаривать”, но наша речь и внутренние диалоги в многочисленных событиях сновидения часто умещаются в небольшой отрезок "плотного” времени. Это подтверждает выводы о том, что масштабы пространственно-временного континуума на плотных и тонких слоях реальности существенно отличаются. Остановка внутреннего диалога ослабляет фиксацию точки сборки, ее стационарное состояние становится неустойчивым и появляется возможность перемещения точки сборки к новому стационарному состоянию, но не только. Становятся возможными и другие решения. Какие ситуации здесь могут быть реализованы, способна подсказать теория бифуркации. Этой теории посвящено много учебной литературы, если вести речь о ее практическом приложении, можно посмотреть [9]. С точки зрения теории бифуркации при изменении параметров, определяющих внешние условия или внутренние свойства системы, стационарные состояния теряют устойчивость. В результате потери устойчивости система может перейти в новое стационарное состояние или расщепиться на несколько различных стационарных состояний. Например, у Кастанеды описаны ситуации, когда энергетическая структура мага расщеплялась на несколько "дублей”. Бифуркация может происходить как плавно, когда точная стационарность заменяется сначала небольшим "дрожанием” состояния (точки сборки), которая постепенно усиливается до определенной амплитуды, а затем происходит переход в новое состояние. Но возможен и резкий срыв в новый стационарный режим (в результате "удара нагваля” или при резком изменении внутреннего состояния). Таким образом, квантовомеханический подход открывает возможность теоретического, количественного описания состояний сознания человека с применением существующего математического формализма. Мы пока рассмотрели только одну из техник толтекского учения. Подобный анализ и сопоставление с квантовой теорией может быть проведен и в отношении других практических упражнений. Например, такая известная техника, как "перепросмотр” своей жизни, когда энергия, "оставленная” в окружении при взаимодействии на тонких уровнях (чувства, эмоции), вновь "собирается”, что уменьшает меру квантовой запутанности на этих уровнях реальности. Ее можно рассматривать как частный случай физического процесса декогеренции, который в данной ситуации осуществляется при помощи индивидуального сознания в отношении своей собственной энергетической структуры. Как следствие этого процесса увеличивается плотность энергии, т.е. возрастает энергетический потенциал человека. С аналогичной целью выполняется еще одна техника – "стирание личной истории” и некоторые другие. Довольно интересно проанализировать с квантовомеханической точки зрения процесс сновидения, определить в чем отличие осознанного сновидения от обычного, что общего в осознанном сновидении и внетелесном опыте. Но это большая тема для отдельной статьи. Заключение Квантовая теория, помимо того, что позволяет объяснить физический механизм эзотерических практик, имеет еще одно преимущество. Она имеет возможность с единой более общей позиции взглянуть на различные мистические и эзотерические учения и, как любая другая строгая научная теория, способна дать достоверное предсказание, в данном случае, для тех результатов, которые ожидают последователей, придерживающихся того или иного учения. Квантовая теория способна дать объективные и независимые критерии для выбора оптимального пути трансформации своей энергетической структуры и предостеречь от возможных ошибок. Ни одна из существующих эзотерических школ, ни одно учение на это неспособны, т.к. все они опираются на качественные объяснения, которые часто имеют лишь отдаленное соответствие с реальными физическими процессами в окружающем мире. Квантовая физика имеет хорошие шансы стать более прочной основой мировоззрения, поскольку она изучает количественные соотношения и закономерности реальных физических процессов, со всей тщательностью и строгостью научного подхода выделяя их в окружающей Реальности. Выводы и результаты этой теории многократно проверяются в физических экспериментах и могут быть воспроизведены на практике с заданной точностью. Литература [1] С.И. Доронин, Роль и значение квантовой теории в свете ее последних достижений, Квант. Маг. 1, 1101 (2004). [2] E. Joos, H.D. Zeh, C. Kiefer, D. Giulini, J. Kupsch and I.O. Stamatescu. Decoherence and the Appearance of a Classical World in Quantum Theory, Springer-Verlag 2003. [3] W.H. Zurek, Decoherence, einselection, and the quantum origins of the classical, Rev. Mod. Phys. 75, 715 (2003) Доступная версия этой статьи в архиве препринтов: http://xxx. |